Колдер

Колдер
, Александр (Calder, Alexander) 1898, Филадельфия — 1976, Нью-Йорк. Американский скульптор, работавший во Франции и других европейских странах. Один из основоположников направления кинетического искусства. Родился в семье известного в США скульптора Александра Стирлинга Колдера и художницы Нанет Ледерер Колдер. В 1915—1919 обучался в Технологическом институте Стевенса, получив диплом инженера-механика. В 1922 посещал вечерние курсы рисования в Нью-Йорке, в 1923—1926 прошел курс обучения в нью-йоркской художественной школе "Арт стьюдентс лиг" под руководством Джорджа Лакса и Джона Слоуна. В 1926 переехал в Париж, где, сблизившись с кругами сюрреалистов и конструктивистов, нашел новую форму скульптуры — фигурки из проволоки. Эти рисунки в пространстве, проникнутые веселым юмором, наделены подвижностью марионеток, поскольку гибкий материал позволяет легко менять позы фигур (Жозефина Бейкер, ок. 1928, Париж, Нац. музей современного искусства; Ромул и Рем, 1928, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма). Увлекшись цирком, Колдер создал миниатюрную модель арены, заполненную множеством фигурок циркачей (Цирк Колдера, 1926—1930, Нью-Йорк, Музей американского искусства Уитни). Персонажи, выполненные из мягких материалов, приводились в движение посредством нитей, проволок, каучуковых трубок, и автор этой хитроумной игрушки устраивал сеансы представлений для своих друзей. При посещении в 1930 мастерской Мондриана Колдер открыл для себя заключенный в абстрактном искусстве потенциал обобщенного моделирования структур реального мира. Отказавшись от принципиальной статичности мондриановского неопластицизма, он поставил перед собой задачу создания динамических систем, отражающих непрерывную изменчивость природы. Другим стимулом перехода к кинетическому искусству послужили впечатления, полученные в планетарии, где демонстрировались движения небесных тел. С начала 1930-х Колдер начинает создавать абстрактные динамические конструкции, т. н. мобили. Ранние мобили, иногда весьма близкие к композициям Мондриана, приводились в движение мотором (Универсум, 1934, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Маленькое голубое панно, 1936, Париж, Нац. музей современного искусства). В дальнейшем Колдер отказывается от механики и находит "естественный" способ динамизации формы путем расчета ее собственного конструктивного баланса, соотношения опорных и подвесных элементов. Легкие пластинки, прикрепленные к тонким металлическим стержням, непрестанно колеблются, а вся система раскачивается и вращается при малейшем дуновении воздуха. Опираясь на инженерные знания, Колдер точно выстраивал структуры неустойчивого равновесия, и ученые не раз рассматривали их как наглядные модели действительных процессов, происходящих в природе. Мобили располагались на вертикальных подставках, крепились к стене на кронштейнах, но чаще подвешивались к потолку (Павлин, 1941, частное собрание; Раздвоенная башня, 1950, Нью-Йорк, Музей американского искусства Уитни; Диски в воздухе, 1967, Лондон, галерея Уэддингтон). В 1950-е мобили Колдера стали украшением многих интерьеров благодаря их декоративным качествам, хорошо согласующимся с архитектурой функционализма. В их динамике, в неожиданном оживлении то одних, то других элементов проявилось некое театральное начало, особенно эффектное в композициях с изобразительными формами (Посвящение Шагалу (Мобиль с летающей козой), 1944, частное собрание; Рыба с человеческой головой, 1976, частное собрание). Параллельно с работой над мобилями Колдер создавал т. н. стабили — статичные скульптуры из окрашенного металла. Ранние стабили, небольших размеров, имели облик невиданных животных, измышленных фантазией художника. Позднее, с поступлением заказов на украшение площадей, они приобрели характер монументальных скульптур. Крупные конструкции, смонтированные из металлических плоскостей разнообразных очертаний, врезаются в пространство, оставляя обширные проемы в виде арочных пролетов. Повторяя формы технических сооружений (мостов, строительных каркасов, заводского оборудования), они одновременно содержат в себе и образы органического мира — фигуры людей, экзотических животных, взлетающих или упавших птиц. Монументальные стабили Колдера органично вошли в архитектурные ансамбли многих городов Европы и Америки (Людоед с флагами, 1945, Нью-Йорк, перед зданием Музея современного искусства; Головы и хвост, 1965, Берлин, площадь перед Новой нац. галереей; Воин с алебардой, 1971, Ганновер, площадь перед Музеем Шпренгель; Фламинго, 1973, Чикаго, площадь Федерального центра; стабиль на эспланаде Дефанс, 1978, Париж). Разносторонний талант Колдера проявился также в сценографии (оформление балета Марты Грэхэм Панорама, 1935), в книжной графике, в ювелирном искусстве (украшения с подвижными элементами), в создании картонов для шпалер.
Лит.: Calder A., Davidson J. Calder, An Autobiography with Pictures. New York, 1966; Marter J. M. Calder. Cambridge, 1991; Pierre A. Calder: La sculpture en mouvement. Paris, 1996.
В. Крючкова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Колдер" в других словарях:

  • Колдер — фамилия. Известные носители: Колдер, Александр (англ. Alexander Calder) американский скульптор. Колдер, Кайл (англ. Kyle Calder) канадский хоккеист. Колдер, Фрэнк (англ. Frank Calder) родился 17 ноября 1877, умер 4 февраля 1943… …   Википедия

  • КОЛДЕР — (Calder) Александр (1898 1976), американский скульптор. Один из основателей кинетического искусства. Из металлических листов и проволоки выполнял подвижные конструкции ( мобили ), которые при движении образуют различные композиционные варианты …   Современная энциклопедия

  • Колдер А. — Александр Колдер, фото Карла Ван Вехтена, 1947 Александр Колдер (англ. Alexander Calder, 22 июля 1898, Лоунтон, Пенсильвания 11 ноября 1976, Нью Йорк) американский скульптор, который приобрел всемирную известность замысловатыми фигурами из… …   Википедия

  • Колдер Ф. — Фрэнк Колдер (англ. Frank Calder) родился 17 ноября 1877, умер 4 февраля 1943 года. Был первым президентом НХЛ (1917 1943). В его честь назван два престижных хоккейных трофея Колдер Трофи (приз лучшему новичку сезона НХЛ) и Кубок Колдера (приз,… …   Википедия

  • Колдер Трофи — Колдер Трофи, выставленый в Зале Славы НХЛ Колдер Трофи  награда, ежегодно вручаемая игроку, наиболее ярко проявившему себя среди тех, кто проводит первый полный сезон в составе клуба Национальной хоккейной лиги. Хоккеист не может б …   Википедия

  • Колдер Мемориал Трофи — Колдер Трофи, выставленый в Зале Славы НХЛ Колдер Трофи награда, ежегодно вручаемая игроку, наиболее ярко проявившему себя среди тех, кто проводит первый полный сезон в составе клуба Национальной хоккейной лиги. Хоккеист не может быть номинирован …   Википедия

  • КОЛДЕР (Calder) Александер — (1898 1976) американский скульптор абстракционист. Один из создателей кинетического искусства. Подвесные подвижные конструкции ( мобили ) Колдера выполнены из металлических листов и проволоки, при движении образуют композиционные варианты …   Большой Энциклопедический словарь

  • Колдер Александер — Колдер (Calder) Александер (р. 22.7.1898, Филадельфия), американский скульптор. Учился в Художественной студенческой лиге в Нью Йорке (1923‒1926). В 1926‒33 работал в Париже, где сблизился с Х. Миро и П. Мондрианом. Около 1930 обратился к… …   Большая советская энциклопедия

  • Колдер Александер —         (Calder) (1898 1976), американский скульптор, живописец и график. Представитель абстрактного искусства, один из создателей т. н. кинетического искусства. Учился в Нью Йорке в Лиге изучающих искусство (1923 26). Работал в Париже (1926 33) …   Художественная энциклопедия

  • Колдер, Александр — КОЛДЕР (Calder) Александр (1898 1976), американский скульптор. Один из основателей кинетического искусства. Из металлических листов и проволоки выполнял подвижные конструкции ( мобили ), которые при движении образуют различные композиционные… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»